Анфлераж

Способы получения эфирных масел: дистилляция

Эфирные масла выделяют из растений тремя основными способами: отжимом, дистилляцией и экстракцией растворителями. Есть ещё один способ получения эфирных масел – это анфлераж, но он имеет больше историческое значение и применяется крайне редко.

…иногда, когда розмарин, шалфей, мяту или семена аниса можно было дешево купить на рынке или когда поступали довольно крупные партии клубней ириса,… тмина, мускатного ореха, или сухих цветов гвоздики, в Бальдини просыпался азарт алхимика, и он вытаскивал свой большой медный перегонный куб с насаженным на него конденсаторным ковшом. Он называл это «головой мавра» и гордился тем, что сорок лет назад на южных склонах Лигурии и высотах Люберона он в чистом поле дистиллировал с его помощью лаванду. И пока Гренуй размельчал предназначенный для перегонки товар, Бальдини в лихорадочной спешке, ибо быстрота обработки есть альфа и омега этого дела — разводил огонь в каменной печи, куда ставил медный котел с довольно большим количеством воды. Он бросал туда разрубленные на части растения, насаживал на патрубок двустенную крышку — «голову мавра» — и подключал два небольших шланга для вытекающей и втекающей воды. Затем он раздувал огонь.

Содержимое куба постепенно закипало. И через некоторое время, сперва колеблющимися каплями, потом нитеобразной струйкой дистиллят вытекал из третьей трубки «головы мавра» во флорентийскую флягу, подставленную Бальдини. Сначала он выглядел весьма невзрачно, как жидкий мутный суп. Но постепенно, особенно после того, как наполненная фляга заменялась на новую и спокойно отставлялась в сторону, эта гуща разделялась на две различные жидкости: внизу отстаивалась цветочная или травяная вода, а сверху плавал толстый слой масла

Теперь оставалось только осторожно, через нижнее горлышко флорентийской фляги, слить нежно благоухающую цветочную воду и получить в остатке чистое масло, эссенцию, сильно пахнущую сущность растения

Гренуй был восхищен этим процессом. …Ведь благоуханная душа, эфирное масло, было самым лучшим в них, единственным, что его в них интересовало.

Патрик Зюскинд. Парфюмер.

Дистилляция (перегонка с водяным паром) – самый распространённый способ получения эфирных масел, основанный на свойстве эфирных масел улетучиваться вместе с горячим паром.

Различают 3 вида дистилляции:

  1. Водная дистилляция (гидродистилляция) – растительное сырьё находится в кипящей воде.
  2. Водно-паровая дистилляция – сырьё находится в кипящей воде и дополнительно обрабатывается паром.
  3. Паровая дистилляция – растительное сырьё изолировано (лежит на решётке или в отдельной ёмкости), пар проходит через него.

Пар, применяемый при дистилляции может быть под давлением, хотя все эти процессы могут протекать и при атмосферном давлении – всё зависит от конкретной техники и рода сырья.

Во всех трёх случаях газообразная смесь пара и масла конденсируется в холодильнике, образуя жидкую смесь воды и эфирного масла, которая легко разделяется на составляющие с помощью разделительных трубок, так называемых флорентинов.

Паровая дистилляция – это самый распространённый способ дистилляции, поэтому рассмотрим его подробнее.

Как видно на рисунке, пар пропускается через растительное сырьё (листья, цветки, корни и пр.), захватывает с собой эфирное масло (оно выделилось из эфирных желез растений под действием температуры) и конденсируется в холодильнике (охлаждение происходит за счёт проточной холодной воды) – на выходе получается двухфазная жидкость, которую необходимо разделить.

Далее имеется две стратегии отделения эфирного масла от воды с помощью флорентинов. Первый вариант – масло легче воды (слева) и второй вариант – масло тяжелее воды (справа).

Итак, на выходе два продукта: основной – эфирное масло, побочный – ароматическая вода (гидролат).

Ароматические воды применяются в ароматерапии, косметологии, парфюмерии и кулинарии – это ценный ароматный продукт с присущими растению терапевтическими свойствами, естественно, в меньшей мере, чем само эфирное масло.

Автор статьи:  Ольга Мамистова

Способы получения эфирных масел: анфлераж

Эфирные масла выделяют из растений тремя основными способами: отжимом, дистилляцией и экстракцией растворителями. Есть ещё один способ получения эфирных масел – это анфлераж, но он имеет больше историческое значение и применяется в исключительных случаях.

Казалось, что на жирных пластинах, как в зеркале, был запечатлен сладостно стойкий эротический аромат жасмина и отражался вполне естественно … Ибо нюх Гренуя, разумеется, еще обнаруживал различие между запахом цветов и их консервированным ароматом: словно тонкое покрывало лежал на нем собственный запах жира (сколь угодно чистого), сглаживая ароматический образ оригинала, умеряя его пронзительность, может, даже вообще делая его красоту выносимой для обычных людей… Во всяком случае, холодный анфлераж был самым изощренным и действенным средством улавливания нежных запахов. Лучшего не было.

Патрик Зюскинд. Парфюмер.

Анфлераж – это метод экстракции ароматных веществ из растений с низким содержанием эфирных масел. Метод был популярен во Франции 19 века, а сейчас почти не используется из-за технической трудоёмкости.

В качестве сырья для анфлеража использовались цветы жасмина, туберозы, розы столистной, фиалки, мимозы, апельсина и кассии.

Различают два вида анфлеража: холодный и горячий. Первый получил большее распространение.

Холодный анфлераж

На стекло, заключённое в деревянную раму, намазывался очищенный животный жир (говяжий или свиной). Сверху на слой жира накладывались свежие цветы или лепестки. Рамы ставились друг на друга, чтобы уберечь жир от впитывания посторонних запахов, а сырьё от испарения. Жир впитывал в себя ароматные компоненты в течение 1-3 дней, после чего цветки убирались и заменялись на свежие.

Так продолжалось до тех пор, пока жир не впитывал в себя необходимое количество летучих веществ (1 кг жира может впитать в себя аромат от 3 кг цветов). На этом этапе жир получал имя «цветочной помады» и шпателем снимался со стекла. Помаде давалось название, в зависимости от того сколько раз менялось сырье – например, сырьё менялось 27 раз и такая помада называлась «Помада №27».

Далее помада смешивалась с этиловым спиртом для того, чтобы ароматные компоненты растворились в спирте. Для наилучшего растворения помаду со спиртом помещали в «молотилку», где спирт и жир интенсивно перемешивались.

Далее помаду отделяли от спирта фильтрацией.

Последний этап анфлеража – вакуумная дистилляция при низких температурах для удаления спирта. На выходе получалось ароматное абсолютное масло (Essence absolue d‘enfleurage) – ценнейший продукт для парфюмерии!

А помада, которая содержала в себе остатки ароматических веществ, как правило использовалась далее для изготовления мыла.

Горячий анфлераж

Этот метод был знаком ещё древним египтянам, но нашёл своё применение и в Грассе, Франция. Жир плавили в котлах, туда добавлялись цветы, которые регулярно перемешивались под постоянным нагревом (примерно до 60 градусов) в течение 2 часов. На следующий день цветы поднимались из котла с помощью сита и заменялись на свежие. Процедуру повторяли, по крайней мере, 10 раз. Когда жир не мог больше впитывать в себя аромат, его отфильтровывали от цветов (этот жир также назывался помадой). Далее ароматное масло получалось таким же способом, как и при холодном анфлераже.

Метод анфлеража требует большого количества рабочей силы (выкладка цветов, замена сырья, контроль за оборудованием и т.п). и ресурсов (стеклянные рамы, этиловый спирт, жир). Поэтому эта техника была оставлена парфюмерами к 1930 году из-за нерентабельности метода и дороговизны получавшегося на выходе масла.

Интересно, что и в наше время есть немногочисленные производители, которые применяют холодный анфлераж и даже усовершенствовали его специально для позиционирования готового продукта как органического и веганского. Вместо животных жиров применяются оливковое или пальмовое масло (рамки с тканью пропитываются растительным маслом). Цветы многократно выкладываются на эти рамы, как и в оригинальном способе. Помада встряхивается с этиловым спиртом (как правило, растительного происхождения), фильтруется от масла, а потом полученный ароматный спирт выпаривают, и получается абсолют. Стоит он на порядок выше абсолютов, полученных экстракцией растворителями.

Автор статьи:Ольга Мамистова

Лётные испытания

Рядом с большим числом отдельных интересных моментов, рассказ о которых значительно увеличил бы наш материал, в лётных книжках пилотов имеются наиболее значимые пункты разработки Ju 288. Так, например, Ju 288 V1 D-AACS сгорел 2 марта 1941 года, менее чем через четыре месяца после первого полёта (см. снимки) . Уже эти фотографии доказывают, что этот самолёт ни в коем случае не мог быть V4, первый полёт которого , как это видно из таблицы, состоялся только спустя более чем через два месяца после того как сгорел V1.

В августе 1941 года – примерно через 4 месяца после начала испытаний Ju 288 V2 – на этом самолёте были произведены большие изменения. Согласно информации за этот месяц самолёт получил крыло большего размаха .

В одной лётной книжке указано, что у Ju 288 V2 20 августа 1942 года второй раз сломалось шасси. Поломка произошла только через день после того как на консоли крыла самолёта были нанесены военные номера и опознавательные знаки. Снимки самолета с военными номерами и опознавательными знаками имеются в различных публикациях .

В июле 1941 года на Ju 288 V4 (задолго до Ju 288 V3) было установлено оборонительное вооружение. Причина этого, вероятнее всего, заключалась в том, что 26 мая 1941 года у прототипа Ju 288 V3 при рулёжке по поверхности аэродрома было повреждено шасси .

Так же очень интересными являются записи о полетах самолёта Ju 288 V9. Эта машина в качестве испытательного стенда совершала полёты с двигателями Junkers-Motorenwerk (Jumo). Сначала это был двигатель типа Jumo 222 A/B. Буквы в обозначении этого двигателя «A» и «B» обозначают правое и левое направление вращения воздушных винтов. Но 6 апреля 1943 года в указанной лётной книжке можно прочитать запись: 

Это свидетельствует о том, что на самолёте был опробован еще и самый мощный из всех вариантов двигателя типа Jumo 222 (3000 л.с.).

Завершение разработки

Так же мало известно о самолёте Ju 288 V101 (военный номер BG + GX), который 4 ноября 1943 года в Дессау под управлением флюгкапитана Хольцбаура был продемонстрирован Герману Герингу . Но уже ничего не могла измениться, и вскоре после этого (23 ноября 1943 года?) работы над этим типом самолёта были прекращены.

О времени, когда было принято решение прекратить данную программу, мнения так же несколько отличаются. В литературе чаще всего можно встретить дату из дневников генерал-фельдмаршала Мильха – июнь 1943 года. Если знать о демонстрации самолёта данного типа Герингу, то тогда июнь 1943 года окажется полностью нереальным. Не одна из этих дат не упомянута в обычных ежемесячных отчетах концерна Junkers. Однако в датируемом мартом 1944 года квартальном отчете (!) имеется следующее примечание:

Если принять во внимание последнее предложение, а так же одно из сообщений из квартального отчета, датированного декабрём 1943 года, то можно увидеть, что помимо прочих машин речь идёт о поставках самолётов V104, V108 и самолёта с заводским номером 310151. Из этого следует что, по-видимому, из всех вариантов, указанных в литературе, только вариант Ju 288 C-1, возможно, был доведён до начала серийного производства

В любом случае, это имело место в том временном промежутке, который является гораздо более поздним, чем июнь. Возможно даже, что решение прекратить программу было принято после 23 ноября 1943 года.

Это согласовывается с записями в лётной книжке флюгкапитана Функе , который принимал участие в испытаниях поздних вариантов Ju 288. В ней появляются два военных номера, которые не могут принадлежать опытным образцам самолётов. Это DB +CC (18 декабря 1943 года) и DH + WY, которые появились в книжке в период между 12 февраля и 2 марта 1944 года.

В лётных книжках флюгкапитана Функе и дипломированного инженера Эриха Гаста (Dipl.-Ing. Erich Gast), который так же испытывал этот самолёт, указано, что полёты выполнялись на Ju 288 . Там же находятся гораздо более поздние записи о полётах прототипа Ju 288. Это был Ju 288V108 на котором в период с 16 по 23 апреля летал г-н Функе.

Ссылка на основную публикацию